Подписка на обновления  RSS  Письмо редактору
Насилию в семье – красный свет
10:00, 21 августа 2018

Насилию в семье – красный свет


Министерство внутренних дел выступило с предложением о разработке Закона «О противодействии домашнему насилию». Об этом рассказал начальник отдела организации работы участковых инспекторов милиции управления профилактики ГУОПП МОБ МВД Сергей Красуцкий во время пресс-конференции в Национальном пресс-центре.

– Каждый год только в органы внутренних дел поступает около 120 тысяч сообщений о домашнем насилии: практически каждое десятое. Количество погибших от рук близких – около 100 человек в год. Но, к сожалению, цифры не показывают общей картины, поскольку это явление по-прежнему остается довольно латентным, – подчеркнул Сергей Николаевич.

Первый закон «Об основах деятельности по профилактике правонарушений» появился в 2008 году. В нём впервые определены некоторые механизмы по работе с таким явлением, как домашнее насилие. В 2014-м принят новый документ с таким же названием, где проблеме было уделено больше внимания. Однако и те нормы не решали многих острых моментов. Несмотря на то, что вопросы предупреждения домашнего насилия регулируются еще целым рядом нормативно-правовых актов, таких как Уголовный кодекс, закон «О правах ребенка» и другими, сказать о том, что в государстве есть единая, целостная процедура по предупреждению вышеназванного явления, нельзя.

По словам С.Красуцкого имеется ряд проблем. Первая – то, что наше законодательство регламентирует работу только с насилием в семье, т.е. если конфликт случается между людьми, проживающими вместе и ведущими совместное хозяйство. Из массива выпадают ситуации, происходящие между бывшими супругами, которые остаются проживать на общей жилой площади, детьми и родителями, живущими отдельно. Хотя этими категориями совершается большое количество правонарушений. «Но по нашему законодательству они не влекут какого-то превентивного либо профилактического воздействия», – комментирует полковник милиции.

Во-вторых, те нормы, которые закреплены в законе «Об основах деятельности по профилактике правонарушений», носят точечный характер, не создают системы. Если вести речь об индивидуальной профилактике правонарушений, то все меры привязаны исключительно к административному процессу. «Для того чтобы применить какие-то меры индивидуальной профилактики, будь то официальное предупреждение, профучет либо защитное предписание, в обязательном порядке гражданин, к которому эта мера будет применяться, должен быть привлечен к административной ответственности, причем не единожды. Часто возникают ситуации, когда лица, которые страдают от насилия в семье, просто не желают писать заявления в милицию. Причин несколько. Первая – они не хотят выносить проблему из семьи, вторая – административное правонарушение влечет соответствующее наказание, а в большинстве случаев это штрафы. То есть потерпевшая сторона, кроме того что понесла моральные или физические страдания, лишается средств из общего бюджета, которые уходят на оплату штрафа», – поясняет С.Красуцкий.

Также законодательство не предусматривает каких-либо обязательств для уже находящегося на профилактическом учете. Такая норма, как защитное предписание, позволяет на срок до 30 суток удалить человека, совершающего насилие в семье, из общего помещения. Однако для этого гражданин должен дважды быть привлечен к административной ответственности. Во-вторых, эта необходимость очень затягивает процедуру, и к моменту вынесения защитного предписания проходит немало дней. Помимо того, никак не регламентирована какая-то коррекционная работа с лицом, совершающим насилие. Есть только административное наказание. Но только наказанием изменить поведение человека нельзя.

Концепцией нового закона (в октябре ее представят Главе государства) предусмотрено расширение круга лиц, на которых будет распространяться деятельность по предупреждению домашнего насилия. Речь не только о тех, кто проживает вместе и ведет совместное хозяйство, но и о бывших супругах, а также детях, которые проживают отдельно от родителей. Кроме того, к таким категориям, как физическое, психологическое и сексуальное насилие, добавится понятие “экономического насилия”.

По словам С.Красуцкого, основными принципами, на которых будет основываться противодействие домашнему насилию, должны стать поддержка семьи, как фундаментального социального института общества; недопустимость рассмотрения религиозных обычаев и убеждений в качестве оправданий для человека, совершившего домашнее насилие; приоритет превентивных мер над мерами ответственности. Будет также определен четкий круг субъектов профилактики. Предлагается утвердить такой механизм, как межведомственное взаимодействие: он работает, но не имеет законодательного закрепления. То же самое можно сказать и о механизме информированного согласия, когда жертва соглашается на то, чтобы данные о ней были переданы субъектам профилактики. К тому же, в стране нет единого органа, который бы курировал работу по противодействию семейному насилию. Каждый субъект профилактики отвечает за отдельное направление. Предлагается определить единого национального координатора в лице МВД.

Закрепляются методы работы с обидчиком. Вопросам коррекционного воздействия уделен отдельный блок. Предлагается применять определенные превентивные меры исключительно на основании идентифицированного факта домашнего насилия. Для того чтобы подтвердить такой факт, будет введена процедура оценки риска. Она позволит понять, насколько высока степень домашнего насилия в каждом конкретном случае, и принять решение о применении мер превентивного воздействия или по оказанию помощи, перенаправлению другому субъекту профилактики.

Также будут совершенствоваться и иные нормативно-правовые акты, например, «Закон об оружии» и «Закон о правах ребенка».

Ольга Махнач

Об авторе: Пресс-служба УВД Гродненского облисполкома


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *