Подписка на обновления  RSS  Письмо редактору
Разговор с первым белорусским генералом
9:20, 28 февраля 2017

Разговор с первым белорусским генералом


Федора Павловича Гудея не устаешь слушать. Каждая его история буквально пронимает до мурашек, затрагивая самые тонкие струны человеческой души. Настолько он глубокий и мудрый человек. Настоящий мужчина и офицер, человек в своей жизни принял десятки сложных и справедливых решений, прошел непростую милицейскую дорогу длинною в 38-лет, которая по праву увенчалась заветными генеральскими погонами на его офицерском мундире.

Это при нем было построено современное здание ГАИ и первая в Гродно кольцевая развязка. Это он снял шокирующий документальный фильм о дорожных трагедиях на Гродненщине и получил высшую оценку ведущих киностудий советского союза. Именно Федор Гудей создал единственный в стране конный взвод милиции и стал первым генералом в истории суверенной Беларуси. Я рада, что и мне представилась возможность познакомиться с этим удивительным человеком, и открыть для читателя знаменитого Гудея с другой стороны.

Ребенок войны

Федор Павлович относится к поколению «детей войны». Сегодня, едва сдерживая слезы, он вспоминает страшные картинки из детства, как вместе с братом подожгли собственный дом, где находились немецкие офицеры, а потом босиком убегали огородами, проваливаясь по шею в снег. Как фашистский комендант избивал плетью маму маленького Феди, требуя отдать винтовку. А затем приказывал убегать, открывая беспорядочную стрельбу из пистолета. Помнит до сих пор Федор Павлович и последние слова мамы, которая провожала его после окончания Бобруйского автодорожного техникума в Гродно на службу: «Не обижай людей, сынок. Будь как наш участковый». Эти слова тогда так тронули юношу, что стали для молодого офицера буквально главным жизненным принципом.


Режим работы: без сна и отдыха

Служба в милиции началась для 18-летнего Федора с ГАИ. Особое значение Гудей придает периоду, когда ему доверили самостоятельный участок работы – назначили на должность старшего госавтоинспектора Щучинского межрайонного участка ГАИ, в зону обслуживания которого входили еще три района Желудокский, Мостовский, Василишковский. Молодой, малоопытный, один на четыре района и целый спектр задач!
«Я поставил перед собой амбициозную задачу – всеми силами сформировать положительное мнение у людей о работе ГАИ. А для этого нужно было быть в круговерти людской жизни, а не сидеть в тиши кабинета. Я установил себе режим рабочего дня, а точнее рабочих суток: рано утром выезжал на встречи с руководителями колхозов, водительским составом, проверял техническое состояние транспорта, днем принимал граждан, поздно вечером и ночью выезжал в районы уже в роли инспектора ДПС, выявлять и пресекать правонарушения. Спал по 3-4 часа, в таком режиме я проработал около 4-х лет. В тот период мне действительно не хватало времени в сутках», – вспоминает генерал.
Федор Павлович набирался опыта, познавал людей, в скором времени его стали приглашать в коллективы, вместе думать, как принимать решения по укреплению транспортной дисциплины. К молодому и справедливому инспектору стали прислушиваться, а выступления Гудея в коллективах на тему безопасности дорожного движения «От вина до вины» проходили в Домах культуры при полном аншлаге.


О человечности

– Вы были строгим стражем на дороге?

– Я всегда был противником вала выявляемости нарушений. Считал и считаю, что этот бункерный вес никому не нужен. Никогда сгоряча не хватался за компостер сделать просечку в талоне водителю или выписать штраф. Разбирался в каждой ситуации, за плевые нарушение не наказывал, но старался доходчиво все разъяснить, чтобы водитель уехал от меня не «пустым». Помню, пришел ко мне человек, интеллигентный, вежливый. Его срочно вызвали в командировку в Слоним, по пути остановил инспектор (мой подчиненный), сделал просечку в талоне, якобы, за превышение скорости. В то время радаров не было, превышение скорости определяли по схеме, которая не отличалась высокой точностью. Обычным секундомером инспектор засекал, за какое время машина проедет выделенный фишками отрезок дороги. Затем по таблице сопоставляли время и расстояние, получали приблизительную скорость.

Мужчина это наказание посчитал необоснованным, пришел ко мне разобраться. Я его выслушал, понял. На обратной стороне талона написал «Аннулировано», расписался и отпустил. Так и не узнал, откуда человек и куда торопился. Тот инспектор потом признался: простоял день на дороге, ни одного нарушения не выявил, смена заканчивалась. Тут попался этот водитель, который может и ехал с превышением, но с небольшим.

А через много лет я оказался на операционном столе. После операции заходит в палату врач-хирург, доцент Полынский Александр Александрович и говорит: «Федор Павлович, вы меня, наверное, не помните». И дальше рассказывает эту историю, как его оштрафовали, а я восстановил справедливость и аннулировал нарушение. Врач этот талон сохранил и мне показал. Ехал он тогда, кстати, в Слоним на срочную операцию. Это к вашему вопросу о строгости. В любой ситуации, где бы ты и кем бы ни был, нужно оставаться человеком.

О кино и творчестве

– Федор Павлович, знаю, что вы много внимания в то время уделяли пропаганде. И даже сами сняли две шокирующие киноленты о дорожных трагедиях. Расскажите, как создавались эти фильмы?

– Я много думал о том, как можно было бы усовершенствовать профилактическую работу, и пришел к идее снять короткометражный фильм на местном материале. Выезжая на ДТП, а на тяжкие происшествия я всегда ехал сам, брал с собой кинокамеру «Красногорск», снимал все на пленку. Когда был отснят основной материал, родилось и название фильма «Смотри. Думай. Решай». Стали размышлять с коллегами, как это оформить. Название решили написать большими белыми буквами на подъеме дороги, и из окна движущейся машины сняли эти слова на фоне оживленного транспортного потока. А дальше приступил к обработке плёнки, записал текст на магнитофонную ленту, состыковали картинку с голосом и пустили фильм в прокат. Несколько раз его прокрутили на телевидении, но в основном мы ездили с ним по деревням и селам и показывали молодежи в клубах. Фильм собирал аншлаги.

Кроме этого делали передвижные фотовыставки на огромных щитах, привозили в места сосредоточения граждан искореженную в ДТП до неузнаваемости легковушку. Все это не могло оставлять людей равнодушными. Позже я созрел еще на один фильм, который получил название «Неоконченный рейс». Снимали мы его уже на широкую пленку вместе с киевским режиссером Шаповаловым на его походную кинокамеру времен войны. В основу фильма легли два ДТП со смертельным исходом в Волковыске и Островецком районе. Фильм представляет собой рассказ женщины – свидетельницы опрокидывания самосвала и пожара, в котором заживо сгорел водитель, молодой парень из соседней деревни, только отслуживший в армии. Этот рассказ камера запечатлела на фоне маленькой девочки, которая палочкой на месте трагедии разгребала пепелище. Эта лента в последствие произвела большое впечатление на Всесоюзном совещании по безопасности дорожного движения в Москве, ее одобрили и ведущие киностудии страны – имени Горького, Довженко, Мосфильма.

О новаторстве


– В милиции вас всегда вспоминают, как новатора. Человека, который много сделал для милиции в целом и для ГАИ в частности. Современное здание ГАИ было построено при вас, создан единственный в Беларуси конный взвод милиции. И все это вы смогли сделать не в самое экономически благоприятное для страны время. Как удавалось добиваться своих целей?

– За все годы работы в ГАИ я не имел серьезных замечаний от руководства области, поэтому всегда чувствовал поддержку и уважение к службе Госавтоинспекции. Когда встал вопрос, где разместить личный состав ГАИ и дорожно-патрульной службы (здание Гродненского РОВД, где мы находились, пошло под снос), на приеме у второго секретаря обкома Кабяка С.Т. мне буквально за 10 минут удалось получить одобрение на строительство здания ГАИ по улице Белуша. Построили его за год по индивидуальному проекту. Дальнейшие стройки – здание СМЭУ, гаражи для транспорта ГАИ. Все это делалось во времена острого лимита на стройматериалы и дефицита денежных средств. К слову, когда начинали строить ГАИ, тот же Сергей Терентьевич Кабяк выходил на Москву, чтобы изыскать средства на консервацию драмтеатра в Гродно, который достроили только спустя десяток лет. Ощущая такую поддержку, гаишники Гродненщины не имели права служить плохо.
А создание конного взвода пришлось на момент, когда я уже находился в должности начальника УВД. В то время участились случаи нападения на женщин в лесном массиве «Пышки». Пешие наряды, и патрули на мотоциклах, засады – результата не давали. Создав подразделение конной милиции, мы сняли эту проблему и взяли под контроль окраины города. Это особая страничка в истории Гродно, я считаю. Горожане всегда овациями встречали появление конной милиции на городских праздниках. С сожалением думаю о том, что последующие руководители не сохранили этот красивый милицейский взвод.

О принципах

– Что вспоминается из времен «перестройки» и «лихих 90-х», когда вы были сначала заместителем начальника, а затем и начальником милиции области?

– В то политически неспокойное время в Гродно часто проходили митинговые демонстрации БНФ, а на Гродненщине эта организация была неслабая. Для меня же в этой ситуации было самым важным сохранить выдержку, терпение, не дать повода для накаливания страстей толпы. В этой связи вспоминается история, как гродненка – активистка БНФ объявила голодовку и установила палатку на площади Ленина. Многие, в том числе и пресса, которая круглосуточно дежурила в кустах, рассчитывала на то, что милиция станет силой выдворять ее с площади. Тогда мне позвонили из МВД и попросили решить эту проблему, на что я ответил: «Гражданка имеет конституционное право объявить голодовку, а моя задача обеспечить ей для этого все необходимое: безопасность, воду, при необходимости медицинскую помощь». Ей никто не мешал. Через пару дней активистку вместе с палаткой забрали родственники, а журналисты не получили желаемого скандала.

– Федор Павлович, генеральский мундир наверняка имеет для вас особенное значение еще и потому что вы стали первым милицейским генералом суверенной Беларуси…

– В генеральских погонах на моем мундире есть доля труда каждого сотрудника милиции и других служб УВД, служивших вместе со мной. Мне, как неравнодушному милицейскому ветерану, хочется обратиться к нынешним стражам порядка. Хочется, чтобы в каждом нарушителе милиционер видел в первую очередь человека. Идеальных людей не бывает, как не бывает ничего совершенного в природе. Принимайте только справедливые и взвешенные решения. Крепите милицейское братство! Никогда не забывайте о чести. Знайте, авторитет сотрудника милиции – это уже 50% успеха в его служебной деятельности.

– Спасибо, за искренность! Поздравляем Вас со 100-летним юбилеем милиции! Крепкого вам здоровья, бодрости духа, отличного настроения!

Ссылка на официальный сайт uvd.grodno.by обязательна

Мария Ирха
Фото Алексея Бибикова и из архива УВД

Об авторе: Пресс-служба УВД Гродненского облисполкома


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *