Подписка на обновления  RSS  Письмо редактору
ТЕМА: «Взаимодействие ОВД с наблюдательными комиссиями».
9:53, 28 марта 2017

ТЕМА: «Взаимодействие ОВД с наблюдательными комиссиями».


Преступность граждан, имеющих судимость, является составной частью преступности вообще, но имеет свои специфические особенности, обусловленные тем, что судимые лица – это наиболее общественно опасная и запущенная в социальном отношении категория правонарушителей.

Лицо считается судимым со дня вступления в законную силу приговора суда вплоть до погашения или снятия судимости, если приговор не был отменен в установленном законом порядке (часть 2 статьи 45 Уголовного кодекса Республики Беларусь).

Наступательная работа по профилактике асоциального поведения ранее судимых лиц и надлежащий контроль за их образом жизни способны в значительной степени оздоровить криминогенную обстановку и снизить число рецидивных преступлений.

Одним из основных принципов деятельности по профилактике правонарушений является  координация действий и оперативное взаимодействия субъектов профилактики правонарушений, других государственных органов,  иных организаций.

Сама по себе профилактика — это система мер государственного или общественного воздействия, направленных на предупреждение правонарушений определенной категории граждан, выявление и устранение причин негативно влияющих на их поведение и нравственное развитие.

В общей системе государственных мер по профилактике  правонарушений, совершаемых гражданами, имеющими судимость,  следует выделить меры общей и индивидуальной профилактики.

Мерами общей профилактики правонарушений являются: профилактические мероприятия, направленные на предупреждение отдельных правонарушений; правовое просвещение граждан; представление об устранении причин и условий, способствующих совершению правонарушений; иные меры, предусмотренные Законом Республики Беларусь от 4 января 2014 г. № 122-З «Об основах деятельности по профилактике правонарушений».

Индивидуальная профилактика включает:

-профилактическую беседу;

-официальное предупреждение о недопустимости противоправного поведения;

-информирование о причинах и условиях противоправного поведения;

-социальную и трудовую реабилитацию; профилактический учет;

-иные меры, предусмотренные законодательными актами Республики Беларусь.

Меры индивидуальной профилактики правонарушений при совершении гражданами правонарушений применяются с одновременным привлечением их к ответственности, установленной законодательными актами Республики Беларусь.

Данный план-конспект разработан для сотрудников уголовно-исполнительных инспекций районных отделов внутренних дел Гродненской области с целью повышения эффективности организации и проведения ими работы, направленной на предупреждение правонарушений, совершаемых гражданами, имеющими судимость. 

В соответствии со статьей 5 Закона Республики Беларусь от            4 января 2014 г. № 122-З «Об основах деятельности по профилактике правонарушений» наряду с органами по труду, занятости и социальной защите субъектами профилактики правонарушений являются местные исполнительные и распорядительные органы, а также создаваемые ими для осуществления деятельности по профилактике правонарушений общественные формирования, например, наблюдательные комиссии.

Наблюдательные комиссии при районных, городских исполнительных комитетах, местных администрациях создаются решением местных исполнительных и распорядительных органов по месту нахождения органов и учреждений, исполняющих наказание и иные меры уголовной ответственности, а также лечебно-трудовых профилакториев для осуществления общественного контроля за деятельностью органов, исполняющих наказание, лечебно-трудовых профилакториев и участия в исправлении осужденных.

Деятельность наблюдательных комиссий регламентирует Указ Президента Республики Беларусь от 28 августа 2001 г. № 460 «Об утверждении Положения о наблюдательных комиссиях при областных (Минском городском), районных, городских исполнительных комитетах, местных администрациях».

 Наблюдательные комиссии действуют на общественных началах. В состав наблюдательной комиссии не могут входить работники органов внутренних дел.

К основным задачам наблюдательных комиссий отнесены:

-наблюдение за деятельностью органов, исполняющих наказание, порядком и условиями отбывания осужденными наказания, применением к ним средств профилактического воздействия, выявление нарушений и содействие в их устранении;

-оказание помощи органам, исполняющим наказание, в организации исправительного процесса в отношении осужденных и их реадаптации, а местным исполнительным и распорядительным органам — в обеспечении ресоциализации лиц, освобожденных из мест лишения свободы, или граждан, прекративших нахождение в лечебно-трудовых профилакториях.

Наблюдательные комиссии для выполнения возложенных задач наделены определенными правами:

-посещать в порядке, установленном законодательством, органы, исполняющие наказание, и организации, в которых работают лица, осужденные к наказанию в виде общественных работ, исправительных работ, ограничения свободы, в целях наблюдения за проведением исправительного процесса в отношении этих лиц;

-запрашивать и получать от администрации органа, исполняющего наказание, документы и справки, необходимые для работы наблюдательной комиссии;

-проводить по согласованию с администрацией органа, исполняющего наказание, прием осужденных по вопросам, касающимся отбывания ими наказания, принимать от них и рассматривать предложения, заявления и жалобы;

-ходатайствовать совместно с администрацией органа, исполняющего наказание, о помиловании осужденных;

-рассматривать на своих заседаниях информацию администрации органа, исполняющего наказание, и руководителей организаций, в которых работают лица, осужденные к наказанию в виде общественных работ, исправительных работ, ограничения свободы, о работе по исправлению осужденных и вносить предложения об устранении недостатков в работе;

-вносить на рассмотрение соответствующих местных исполнительных и распорядительных органов предложения о совершенствовании исправительного процесса в органах, исполняющих наказание; изучать возможность трудоустройства лиц, освобожденных из мест лишения свободы, отбывших наказание в виде ограничения свободы, граждан, прекративших нахождение в лечебно-трудовых профилакториях;

-вносить в местные исполнительные и распорядительные органы предложения о формировании лимита рабочих мест для трудоустройства лиц, освобожденных из мест лишения свободы, отбывших наказание в виде ограничения свободы, граждан, прекративших нахождение в лечебно-трудовых профилакториях;

-обращаться по своей инициативе с представлением в суд об освобождении от наказания, смягчении наказания либо ином улучшении положения осужденного ввиду вступления в силу уголовного закона, имеющего обратную силу;

— участвовать через своих представителей при рассмотрении судами вопросов об условно-досрочном освобождении осужденного от наказания, о замене осужденному неотбытой части наказания более мягким наказанием, об изменении осужденному к лишению свободы вида исправительного учреждения;

-оказывать помощь уголовно-исполнительным инспекциям в проведении отдельных мероприятий при осуществлении превентивного надзора за освобожденными из мест лишения свободы.

Взаимодействуя с наблюдательной комиссией, по вопросам оказания социальной помощи лицам, освободившимся из мест отбывания наказания целесообразно:

-готовить и направлять предложения РОВД в планы работы комиссии;

-ежемесячно направлять аналитическую информацию о состоянии рецидивной преступности, ее влиянии на криминогенную обстановку в районе, с обязательным отражением проблемных вопросов, возникающих при осуществлении работы по бытовому и трудовому устройству лиц, имеющих судимость;

-ежемесячно информировать о лицах, освободившихся из учреждений уголовно-исполнительной системы; о лицах отбывающих наказания не связанные с изоляцией осужденных от общества, иные меры уголовной ответственности; состоящих на учете в уголовно-исполнительной инспекции лицах с неснятой и непогашенной судимостью, лицах, за которыми превентивный надзор установлен и лицах, за которыми превентивный надзор может быть установлен;

-информировать о проведении на территории района акций, профилактических и специальных комплексных мероприятий, направленных на профилактику рецидивной преступности.

 

 

Начальник ОНИД УВД

Гродненского облисполкома

полковник милиции                                                                 А.М.Мотыль

Об авторе: Пресс-служба УВД Гродненского облисполкома


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *