Подписка на обновления  RSS  Письмо редактору
Гродненские авиаистории. Когда в Гродно сел первый самолёт?
10:09, 08 февраля 2019

Гродненские авиаистории. Когда в Гродно сел первый самолёт?


Знаете ли вы историю нашего гродненского аэропорта в Обухово? А его предшественника? Накануне 100-летия со дня образования транспортной милиции Гродненщины сотрудники ОВДТ поделились историей становления регионального авиасообщения, а ветераны службы рассказали, как в разные времена проходили их рабочие будни.

«Всё началось в 1910 году. Именно на это время приходится первое упоминание аэродрома Каролино как места дислокации воздухоплавательной роты. С 1912-го на нём размещался тогда еще новый вид военной техники – самолеты. Участвовал аэродром и в боях Первой мировой и Великой Отечественной войн. В послевоенное время там базировалась как военная, так и гражданская авиация», – провел исторический экскурс начальник штаба ОВДТ Сергей Чеславович Войтюль.

В 70-е годы при аэропортах еще находилась своя милицейская служба, вспоминает Н.К.Бондарик, который начинал там оперуполномоченным ОБХСС (борьба с экономическими преступлениями). Работали здесь сотрудники и на охране общественного порядка, а также досмотре пассажиров. Тогда милиционеры встречали в день по три самолета из Минска, а также рейсы из Бреста и Гомеля. Однако, как говорит Николай Константинович, возможности Каролино как аэродрома были ограничены: крупным самолетам приходилось разворачиваться над территорией Польши, да и полоса была грунтовая.

В 1984 году авиасообщение Гродненщины переживало новый этап – вместо используемого аэропорта в Каролино открыли более современный в Обухово. Перевели туда и милицейскую службу. Н.Бондарик перешел на новое место работы в 1985 году в должности старшего инспектора по досмотру. Собеседник признаётся, что в работе сталкивался с разными случаями: «И холодное оружие изымали, и спиртосодержащие жидкости. Досматривали тщательно, потому что в полете может быть всякое». Служба Николаю Константиновичу нравилась, ведь каждый день он встречался с большим количеством новых людей. Возможности нового аэропорта значительно возросли, увеличился и пассажиропоток. Объект укомплектовали новой взлетно-посадочной полосой длиной 2,5 километра и шириной 42 метра, поэтому он мог принимать воздушные суда типа «Ил-76», «Ту-154» и ниже классом. Работы у сотрудников на новом месте прибавилось, ведь были организованы рейсы и в Симферополь, Одессу, Киев и Мурманск.

Вместе с Н.Бондариком переходил на новое место службы и инспектор по досмотру С.В.Конюшко. И он подтверждает: время тогда было неспокойное. Случалось даже раскрывать и кражу личных вещей. В начале 90-х одна пенсионерка обратилась в милицию с заявлением, что у нее из багажа пропала пара покупок: из поездки она собиралась привезти внуку джинсы, а внучке – юбочку. Оказывается, на эти презенты положили глаз грузчики, которые открыли сумку в поисках чего-нибудь ценного. Правоохранители аэропорта тогда установили, что таких нечистых на руку рабочих было трое: два из них воровали, а третий за «откат» обязался хранить эти все деяния в тайне. И если «челноки», которые везли вещи из Польши, из-за отсутствия пары единиц товара в милицию не обращались, то бабушка простить пропажу ценных покупок не смогла. Недобросовестных грузчиков вычислили. Всё закончилось возбуждением уголовного дела и увольнением.

Сталкивался Станислав Владиславович и с попытками незаконного ввоза наркотических средств. Тогда они оказались неудачными. В сумке одного из пассажиров инспектор обнаружил метров пять бинта, пропитанного коричневой жидкостью со специфическим запахом. Всё стало ясно: собрали выжимку из урожая маковой соломы. Но увезти её благодаря бдительности сотрудника тогда не удалось. Вспоминает бывший правоохранитель и еще один случай: тогда в Брест летел кукурузник, сотрудники как обычно досматривали пассажиров. Один из них – вахтовик – странно реагировал на досмотр: дергался и нервничал. При этом в кулаке сжимал скомканную бумагу, перемотанную черной ниткой. В итоге он предпринял попытку выбросить сверток, не выдержав напряжения. Правоохранители нашли в нём гашиш. Попытка провоза провалилась.

Начало 90-х отметилось еще одной негативной тенденцией: по всему Советскому Союзу участились случаи угона самолетов. Еще и развитие технологий тогда давало в руки преступникам опасные козыри – взрывоопасные устройства. Поэтому и служба в то время стала еще напряженней: «Досмотришь пассажиров и ждешь час-полтора, когда самолет сядет. Сел – уже свободнее себя чувствуешь. Тогда угонов много было – раз в месяц стабильно», – вспоминает С.В.Конюшко.

Однако те неспокойные времена позади. С 1993 года милицию, как внутреннюю службу, начали расформировывать. Аэропорт в Обухово допустили к обеспечению международных полетов, организовали там службы таможенного, пограничного и санитарного контроля, а также создали сеть таможенных и коммерческих складов. Через объект проходят воздушные трассы, связывающие Северную и Западную Европу со странами Центральной и Юго-Восточной Азии. Также аэропорт обеспечивает транзитное обслуживание, дозаправку воздушных судов и отдых экипажей.

В настоящее время на его территории базируется ОАО «Авиакомпания Гродно», образованное в 1945 году под названием «Гродненский объединенный авиаотряд». Авиапарк объекта насчитывает 19 самолетов. Среди них «Ан-24РВ», «Ан-30», «Ан-32» и другие. 80% персонала имеют первый класс авиационных специалистов. С 2013 года из нашего аэропорта компания «Белавиа» на летний период возобновила полеты в российский Калининград, с 2015-го – в болгарский Бургас (по одному разу в каждый летний месяц). Вылеты в Болгарию инициировал один из крупнейших туроператоров «Tez Tour», так как направление популярно у гродненцев. Для перелета используют «Боинг-737-300». Кроме того, организованы вылеты в Турцию, Черногорию и Египет.

Выше возможности – больше пассажиропоток. Сотрудники ОВДТ в 2017 году обеспечили охрану общественного порядка и поучаствовали в предполетном досмотре граждан на 136 рейсах (почти 5 000 пассажиров). В 2018 году это число значительно возросло – 205 рейсов (около 9 500 пассажиров). При несении службы не допущено фактов незаконного вмешательства в деятельность гражданской авиации. Всего прошли обучение в Национальном аэропорту и имеют сертификат на осуществление предполетного досмотра 10 сотрудников Гродненского ОВДТ», – отметил начальник штаба С.Ч.Войтюль.

А ведь когда-то всё начиналось с грунтовой взлетно-посадочной полосы в Каролино и вынужденным пересечением воздушного пространства Польши. Через работу таких отделов, как ОВДТ, уж точно можно отследить, как менялись технологии и как они влияли на жизнь жителей области. Однако продолжать дело всегда легче, чем его начинать. Поэтому мы должны быть искренне благодарны тем, кто стоял у истоков гродненского авиасообщения. На днях вместе с председателем ветеранской организации отдела В.Е.Шаниным мы посетили Романа Филипповича Явтуховского, проживающего в деревне Сопоцкин. Службе на аэродроме в Каролино он отдал 30 лет. В октябре этого года пенсионера ждет большой юбилей – 90-летие! Несмотря на почтенный возраст и то, что служба для него закончилась около 40 лет назад, воспоминания о работе еще свежи. Роман Филиппович с гордостью вспоминает, как он обеспечивал правопорядок на территории и досматривал пассажиров. Дочь ветерана подтверждает: к службе отец относился с большой ответственностью и добросовестностью. Такое отношение вызывало уважение у всех членов семьи. Женщина до сих пор помнит, с какой бережностью утюжила папе парадную форму на праздники и начищала ботинки. Она уже тогда понимала, как важна его работа.

Ветеранская организация ОВДТ своих не забывает! Вячеслав Евгеньевич вручил Р.Ф.Явтуховскому приветственный адрес от руководства отдела и юбилейную медаль в честь столетия транспортной милиции. Такое внимание очень тронуло ветерана. Какими быстрыми темпами ни шагала бы вперед жизнь, о тех, кто стоял у истоков, забывать не следует!
С наступающим профессиональным праздником, бывшие и действующие сотрудники гродненской транспортной милиции!

Ссылка на официальный сайт uvd.grodno.by обязательна

Юлиана Амбрушкевич
Фото автора и из личного архива Н.К.Бондарика, С.В.Конюшко и Р.Ф.Явтуховского

Об авторе: Пресс-служба УВД Гродненского облисполкома


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *