Подписка на обновления  RSS  Письмо редактору
«О принимаемых ОВД мерах по предупреждению преступлений со стороны  лиц, имеющих судимость»
10:25, 26 июля 2018

«О принимаемых ОВД мерах по предупреждению преступлений со стороны  лиц, имеющих судимость»


  1. Меры, принимаемые ОВД по недопущению правонарушений со стороны лиц, освобожденных из исправительных учреждений.

Деятельность ОВД направлена на профилактику рецидивной преступности, укрепление законности при исполнении наказаний и иных мер уголовной ответственности, не связанных с изоляцией осужденных от общества.

Уголовно-исполнительными инспекциями области, с целью осуществления предупредительно-профилактической работы с лицами, имеющими судимость, проводятся профилактические мероприятия, направленные на организацию исправительного процесса, предупреждение и профилактику рецидивной преступности на основе неукоснительного исполнения уголовно-исполнительного кодекса и Закона Республики Беларусь «Об основах деятельности по профилактике правонарушений».

При освобождении из мест лишения свободы, учреждений открытого типа лиц, имеющих судимость и последующей постановке их на профилактический учёт, уголовно-исполнительные инспекции с целью трудоустройства,  информируют данных лиц о наличии имеющихся вакансий и забронированных рабочих мест, выдают направление в региональные органы по труду, занятости и социальной защите. Кроме того, уголовно-исполнительные инспекции организуют проведение различных совместных профилактических мероприятий по трудоустройству, таких как «Не упусти свой шанс», «Шаг на встречу», «Благовесть», «Ярмарка вакансий».

В отношении лиц, имеющих не снятую и не погашенную судимость, а также отбывающих наказания, не связанные с лишением свободы, в соответствии с законодательством Республики Беларусь, с целью стимулирования правопослушного поведения уголовно-исполнительными инспекциями применяются как принудительные меры (вынесение официальных предупреждений, установление превентивного надзора, объявление взысканий, привлечение к уголовной ответственности по ст.ст. 415-422 УК Республики Беларусь, направление в ЛТП и др.) так и меры поощрения (институт условно – досрочного освобождения от наказания, замены его более мягким, досрочным снятием судимости).

Уголовно-исполнительные инспекции в рамках предоставленных полномочий, при  выполнении  возложенных  на  них  обязанностей информируют  наблюдательные  комиссии  (районных   исполнительных комитетов    и местных администраций),  советы  общественных    пунктов охраны    правопорядка,     трудовые     коллективы    об    осужденных,

допускающих нарушения порядка и условий отбывания наказания, с целью оказания помощи ОВД в организации исправительного процесса в отношении таких лиц.

Привлечение администраций организаций, профсоюзов, активистов трудовых и учебных коллективов, в которых работают и обучаются осужденные, позволяет нивелировать имеющиеся негативные тенденции в поведении вышеуказанных лиц и нацеливать последних на правопослушный образ жизни.

Значительную роль по оказанию в осуществлении работы по рассматриваемому направлению играют наблюдательные комиссии, правовая основа которых закреплена Указом Президента Республики Беларусь от 28.08.2001г. №460, согласно которому, наблюдательные комиссии имеют право изучать возможность трудоустройства лиц, освобожденных из мест лишения свободы, отбывших наказание в виде ограничения свободы, вносить в местные исполнительные и распорядительные органы предложения о формировании лимита рабочих мест для трудоустройства лиц, освобожденных из мест лишения свободы, отбывших наказание в виде ограничения свободы, возвратившихся из лечебно-трудовых профилакториев, оказывать помощь уголовно-исполнительным инспекциям в проведении отдельных мероприятий при осуществлении превентивного надзора за освобожденными из мест лишения свободы.

Кроме того, территориальными распорядительными органами власти совместно с сотрудниками уголовно-исполнительных инспекций области, в каждом районе через региональные службы занятости населения бронируются вакантные рабочие места для трудоустройства ранее судимых лиц.

  1. Проведение воспитательной работы с осужденными, состоящими на учетах в уголовно-исполнительных инспекциях

В настоящее время в странах как ближнего, так и дальнего зарубежья преобладает теория некарательного влияния на осужденных, опирающаяся на гуманизацию исполнения наказания и, как следствие расширения и углубления процесса педагогизации всех видов уголовных наказаний, в том числе не связанных с изоляцией осужденных от общества.

Задача исправления (коррекции поведения) осужденных и, как следствие, предотвращения совершения с их стороны повторных преступлений, административных правонарушений поставлена в качестве основной перед уголовно-исполнительными инспекциями территориальных органов внутренних дел (далее – УИИ), нацеливает на непрерывное совершенствование форм и методов, способствующих повышению результативности всей воспитательной работы со стороны не только сотрудников УИИ, но и иных подразделений ОВД.

Организация воспитательной работы с осужденными, представляет достаточно трудоемкий процесс, требующий внимательного отношения, систематического контроля и качественного проведения.

Основными задачами воспитательной работы с лицами, отбывающими наказания, не связанные с изоляцией от общества, и осужденными к иным мерам уголовной ответственности, являются:

— преодоление (исправление) личностных деформаций и криминогенных наклонностей личности, формирование правосознания, социально значимых навыков и умений, необходимых для выработки сопротивляемости трудностям, возникающим в жизни осужденного;

— привитие осужденным потребности включения в различные виды полезной деятельности;

— укрепление правовой дисциплины, направленной на формирование у осужденных готовности к неукоснительному выполнению требований законов, уважительного отношения к человеку, его жизни, здоровью, чести и достоинству, а также обществу и труду.

С позиции системного подхода воспитательная работа, проводимая в отношении лиц, состоящих на учетах в УИИ, представляет собой относительно самостоятельное направление, которое обеспечивает целенаправленное и планомерное воспитательное воздействие, оказываемое на сознание и поведение лиц, отбывающих наказания либо осужденных с применением иных мер уголовной ответственности, в целях их исправления.

В соответствии с уголовно-исполнительным законодательством УИИ организовывают и проводят воспитательную работу в отношении осужденных к общественным работам, исправительным работам, лишению права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, ограничению свободы без направления в исправительное учреждение открытого типа (далее – ИУОТ), иным мерам уголовной ответственности.

Также воспитательная работа проводится и в отношении лиц, условно-досрочно освобожденных от наказания на основании ст. 90 Уголовного кодекса Республики Беларусь (далее – УК).

Основываясь на механизме правого регулирования, воспитательная работа в соответствии с ч. 3 ст. 7 Уголовно-исполнительного кодекса Республики Беларусь (далее – УИК) относится к основным средствами достижения целей уголовной ответственности.

Воспитательная работа проводится с учетом индивидуальных особенностей личности осужденного (возраст осужденного, пол, образование, наличие семейных связей, социальное окружение, образ жизни (поведения), состояние здоровья, условия проживания), совершенных им преступлений и поведения в период отбывания наказания либо иной меры уголовной ответственности и отношения к труду и (или) обучению.

Целью воспитательной работы является формирование у осужденного готовности вести правопослушный образ жизни.

В ходе проведения воспитательной работы сотрудники инспекции:

— проводят беседы с осужденными;

— осуществляют контроль за поведением осужденных в период отбывания наказания либо иной меры уголовной ответственности;

— при необходимости информируют осужденных о мерах социальной поддержки и услугах, оказываемых им государственными организациями здравоохранения, органами по труду, занятости и социальной защите, учреждениями образования и территориальными центрами социального обслуживания населения, общественными объединениями;

— проводят разбирательства по поводу невыполнения возложенных обязанностей, несоблюдения условий испытания, нарушения порядка и условий отбывания наказаний, допускаемых осужденными;

‑ организуют мероприятия, необходимые для достижения целей воспитательного воздействия.

Основными формами воспитательной работы с осужденными являются индивидуальные и групповые воспитательные мероприятия.

При организации и проведении воспитательной работы инспекция в первоочередном порядке уделяет внимание осужденным, не обучающимся или не работающим без уважительных причин, не выполняющим возложенные обязанности и не соблюдающим условия испытания, допускающим нарушения порядка и условий отбывания наказания, общественного порядка, судимым более одного раза к лишению свободы, страдающим хроническим алкоголизмом, наркоманией или токсикоманией. С данной категорией групповые либо индивидуальные воспитательные мероприятия проводятся не реже одного раза в месяц.

С остальными категориями осужденных, индивидуальные либо групповые воспитательные мероприятия проводятся не реже одного раза в квартал, а в отношении данных осужденных, проживающих в сельском населенном пункте, – не реже одного раза в полугодие.

Индивидуальные воспитательные мероприятия проводятся сотрудниками и гражданским персоналом инспекции, сотрудниками иных подразделений ОВД, посредством личного общения с осужденным. Указанные мероприятия могут предусматривать вызов осужденного в ОВД, проводиться по месту работы, учебы и (или) жительства осужденного.

В порядке взаимодействия инспекция вправе привлекать к проведению индивидуальных и групповых воспитательных мероприятий с осужденными сотрудников иных подразделений ОВД, а также, по согласованию, представителей государственных органов, организаций (специалистов органов по труду, занятости и социальной защите, территориальных центров социального обслуживания населения, государственных организаций здравоохранения) и общественных объединений.

Проведение воспитательного мероприятия может осуществляется в форме:

1) лекции;

2) групповой беседы;

3) просмотра осужденными информационно-аналитических, научно-познавательных телепередач либо короткометражных фильмов (видеороликов) профилактической направленности;

4) показательного собрания.

5) комиссии по оценке степени исправления осужденных, представляемых УИИ к условно-досрочному освобождению от наказания либо замене неотбытой части наказания более мягким наказанием.

 

Значимость воспитательной работы заключается в том, что, несмотря на реализацию карательного начала, присущего уголовному наказанию, государство заинтересовано в позитивном изменении личности осужденного, в формировании у него социально-полезных качеств, позволяющих вернутся к нормальному (правопослушному) образу жизни. С учетом этого сотрудникам УИИ и иных подразделений ОВД важно показать осужденному, что наказание не насильственная и чрезмерная мера государственного принуждения, а справедливое возмездие.

3.Осуществление превентивного надзора

Одной из мер предупреждения совершения преступлений лицами, имеющими судимость, является установление в отношении них превентивного надзора.

 Превентивный надзор является системой временных принудительных мер контроля за поведением лиц, указанных в статье 80 УК Республики Беларусь, освобождённых из мест лишения свободы, который устанавливается судом и осуществляется уголовно-исполнительными инспекциями (далее – инспекции) во взаимодействии с другими службами ОВД.

При осуществлении превентивного надзора сотрудники инспекции и ОВД проводят в отношении поднадзорных необходимые профилактические и оперативно-розыскные мероприятия, сочетая их с применением правил надзора и установленных законодательством ограничений.

В соответствии с частью 1 статьи 80 УК целями превентивного надзора являются:

— наблюдение за поведением лиц, в отношении которых установлен превентивный надзор;

— предупреждение с их стороны преступлений;

— оказание на них необходимого профилактического воздействия.

В соответствии с частью 3 ст. 80 УК Республики Беларусь превентивный надзор после освобождения из исправительного учреждения устанавливается:

1) за лицом, допустившим особо опасный рецидив преступлений;

2) за лицом, достигшим восемнадцатилетнего возраста, судимым за преступление, совершенное в составе организованной группы или преступной организации.

В соответствии с частью 4 ст. 80 УК Республики Беларусь после освобождения из исправительного учреждения превентивный надзор может быть установлен:

1) за лицом, достигшим восемнадцатилетнего возраста, судимым за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления, либо судимым два и более раза к наказанию в виде лишения свободы за любые умышленные преступления, если в соответствии с законодательными актами Республики Беларусь на момент освобождения из исправительного учреждения оно признано злостно нарушающим установленный порядок отбывания наказания (порядок признания лица злостно нарушающим установленный порядок отбывания наказания в виде лишения свободы установлен статьей 117 УИК);

2) за лицом, достигшим восемнадцатилетнего возраста, судимым за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления, либо судимым два и более раза к наказанию в виде лишения свободы за любые умышленные преступления, если оно в пределах срока судимости более двух раз в течение года привлекалось к административной ответственности за совершение административных правонарушений, за которые законом предусмотрено наказание в виде административного ареста.

Превентивный надзор устанавливается на срок от 6 месяцев до 2 лет, но в пределах срока судимости.

В соответствии с частью 7 ст. 80 УК Республики Беларусь суд обязывает поднадзорного соблюдать следующие требования превентивного надзора:

1) прибыть в установленный срок к избранному месту жительства и зарегистрироваться в органе внутренних дел;

2) уведомлять орган внутренних дел о перемене места работы и (или) жительства;

3) выезжать за пределы района (города) по служебным и личным делам только с согласия органа внутренних дел.

В соответствии с частью 8 ст. 80 УК Республики Беларусь суд может обязать поднадзорного соблюдать следующие требования превентивного надзора:

1) не посещать определенные места;

2) не покидать свое жилище в определенное время суток;

3) являться в орган внутренних дел для регистрации от одного до четырех раз в месяц.

4) не выезжать за пределы Республики Беларусь.

Превентивный надзор приостанавливается при осуждении лица, за которым он был установлен, к наказанию в виде ограничения свободы, ареста или направлении его в лечебно-трудовой профилакторий.

Превентивный надзор прекращается:

1) по истечении срока, на который он был установлен, если превентивный надзор не был продлен судом в соответствии с настоящим Кодексом и иными законодательными актами Республики Беларусь;

2) в случае погашения или снятия судимости;

3) досрочно по представлению органа внутренних дел, если лицо, за которым установлен превентивный надзор, соблюдало требования превентивного надзора и не совершало преступлений и административных правонарушений. При этом в отношении лица, допустившим особо опасный рецидив, превентивный надзор прекращается не ранее как по истечении трех лет после отбытия им наказания в виде лишения свободы;

4) в случае осуждения лица, за которым установлен превентивный надзор, к наказанию в виде лишения свободы;

5) в случае смерти лица, за которым установлен превентивный надзор.

Превентивный надзор может быть продлен судом в пределах срока судимости в случае несоблюдения этими лицами требований превентивного надзора.

При установлении превентивного надзора исправительным учреждением, срок превентивного надзора исчисляется со дня его освобождения.

Превентивный надзор не устанавливается за постоянно не проживающими в Республике Беларусь иностранными гражданами и лицами без гражданства.

Превентивный надзор прекращается в случае высылки (депортации) из Республики Беларусь иностранного гражданина либо лица без гражданства, за которыми установлен превентивный надзор.

Контроль за соблюдением требований превентивного надзора поднадзорными, осуществляется в форме проверки по их месту жительства и работы участковыми инспекторами милиции, сотрудниками УИИ, сотрудниками криминальной милиции и, при необходимости, другими сотрудниками ОВД. При этом устанавливается следующая периодичность осуществления контроля:

— в отношении поднадзорных – определяется с учетом информации, полученной из УИС, личности поднадзорного, его поведения, образа жизни, преступных связей и намерений вновь совершить преступление, но не менее 5 проверок в течение месяца, в том числе не менее 2 в ночное время;

— в отношении лиц, указанных в пункте 2 части 4 статьи 80 Уголовного кодекса Республики Беларусь – не менее одной проверки в квартал.

В случае привлечения поднадзорного к ответственности за несоблюдение требований превентивного надзора,  а равно систематического привлечения к административной ответственности за правонарушения против общественного порядка и нравственности интенсивность контроля устанавливается не реже двух раз в неделю.

В случае совершения лицом, указанным в пункте 2 части 4 статьи 80 УК административного правонарушения, санкция статьи которого предусматривает наказание в виде административного ареста, интенсивность контроля устанавливается не реже одного раза в месяц.

При этом сотрудниками УИИ с целью обеспечения  контроля за образом жизни поднадзорных, осуществляется не менее одной проверки в месяц, а в отношении лиц, указанных в пункте 2 части 4 статьи 80 УК, — не менее одной проверки в полугодие.

Сотрудники других подразделений ОВД осуществляют контроль за поднадзорными и лицами, указанными в пункте 2 части  4 статьи 80 УК, в  соответствии с планами-заданиями, разрабатываемыми УИИ, в том числе при  проведении СКМ «Надзор», а также в рамках иных мероприятий проводимых ОВД в установленном порядке.

  1. Осуществление профилактического учета и профилактического наблюдения.

Профилактический учет — наблюдение за поведением гражданина, в отношении которого принято решение об осуществлении профилактического учета, в целях предупреждения с его стороны подготовки или совершения правонарушений и оказания на него профилактического воздействия.

Уголовно-исполнительные инспекции осуществляют профилактический учет в отношении граждан, указанных в абзаце 6 части 2 статьи 28 Закона Республики Беларусь от 04.01.2014 №122-З «Об основах деятельности по профилактике правонарушений» (далее — Закона), а именно, отбывших полностью основное и дополнительное уголовное наказание, за исключением граждан, за которыми установлен превентивный надзор либо осуществляется профилактическое наблюдение.

Решение об осуществлении профилактического учета принимается руководителем субъекта профилактики правонарушений или его заместителем в течение десяти дней после получения вступившего в законную силу постановления о привлечении гражданина к административной ответственности или получения сведений о совершении деяний, которые могут создать угрозу национальной безопасности, причинить вред государственным или общественным интересам, правам, свободам и законным интересам других граждан или привести к совершению преступления.

Гражданин, в отношении которого принято решение об осуществлении профилактического учета, для вручения копии этого решения вызывается должностным лицом органа внутренних дел, органа государственной безопасности, органа пограничной службы, таможенного органа в помещение соответствующего субъекта профилактики правонарушений. Вызов осуществляется в письменной форме.

Должностное лицо органа внутренних дел, органа государственной безопасности, органа пограничной службы, таможенного органа вручает копию решения об осуществлении профилактического учета гражданину, в отношении которого оно принято, и разъясняет его права и обязанности, предусмотренные статьей 32 настоящего Закона. Копия решения об осуществлении профилактического учета может быть вручена гражданину, в отношении которого принято решение об осуществлении профилактического учета, по его месту жительства или месту пребывания, учебы, работы или в ином месте, определенном должностным лицом органа внутренних дел, органа государственной безопасности, органа пограничной службы, таможенного органа, если этот гражданин не явился по вызову. О вручении копии решения об осуществлении профилактического учета и разъяснении прав и обязанностей гражданина, в отношении которого принято такое решение, составляется протокол. Протокол подписывается гражданином, которому вручена копия решения об осуществлении профилактического учета, и должностным лицом, вручившим эту копию. В случае, если гражданин, которому вручена копия решения об осуществлении профилактического учета, отказался подписать протокол, должностное лицо, вручившее эту копию, делает об этом запись в протоколе.

Решение об осуществлении профилактического учета вступает в силу с момента вручения гражданину, в отношении которого оно принято, копии этого решения. В день вступления в силу решения об осуществлении профилактического учета субъектом профилактики правонарушений заводится профилактическое дело.

Должностное лицо органа внутренних дел:

— посещает гражданина, в отношении которого осуществляется профилактический учет, по его месту жительства или месту пребывания, учебы, работы или в ином месте, определенном должностным лицом соответствующего субъекта профилактики правонарушений, один раз в течение месяца, если иная периодичность посещения не определена руководителем соответствующего субъекта профилактики правонарушений или его заместителем;

— определяет место и время проведения профилактических мероприятий, обеспечивает участие в них гражданина, в отношении которого осуществляется профилактический учет.

Гражданин, в отношении которого осуществляется профилактический учет, прибывает по вызову должностного лица органа внутренних дел, органа пограничной службы, таможенного органа и участвует в профилактических мероприятиях. Профилактические мероприятия проводятся один раз в месяц, если иная периодичность не определена руководителем соответствующего субъекта профилактики правонарушений или его заместителем, в форме лекций, демонстрации фильмов профилактической направленности, в том числе о рассмотрении уголовных дел, гражданских дел о признании граждан ограниченно дееспособными, об отобрании ребенка без лишения родительских прав или о лишении родительских прав, направлении в лечебно-трудовой профилакторий, рассмотрении дел об административных правонарушениях. Профилактические мероприятия проводятся во время, когда гражданин, в отношении которого осуществляется профилактический учет, не занят на работе и учебе. Продолжительность профилактического мероприятия определяется должностным лицом органа внутренних дел, органа пограничной службы, таможенного органа индивидуально в пределах одного часа.

Порядок проведения профилактических мероприятий с участием граждан, в отношении которых профилактический учет осуществляется органами государственной безопасности, определяется Комитетом государственной безопасности Республики Беларусь.

Осуществление профилактического учета граждан, указанных в абзаце шестом части второй статьи 28 настоящего Закона, прекращается с момента погашения или снятия судимости.

Согласно ст. 81 Уголовного кодекса, профилактическое наблюдение осуществляется в течение срока судимости за лицом, осужденным за тяжкое или особо тяжкое преступление.

Таким образом, с учетом требований части 1 статьи 81 УК и Закона о профилактике имеются 2 разных основания для постановки на учет, как лиц, за которыми может быть установлен превентивный надзор, так и прочих лиц, имеющих судимость.

Поэтому, если лицо имеет непогашенную (неснятую) судимость за тяжкое или особо тяжкое преступление, то за ним осуществляется профилактическое наблюдение. В данном случае постановка лица на учет осуществляется на основании рапорта сотрудника УИИ. В рапорте отражается: когда лицо освободилось из ИУ, когда и каким судом оно было осуждено и делается ссылка на статью 81 УК. Также разъясняются обязанности, предусмотренные в части 2 статьи 81 УК, а именно, предварительно уведомлять ОВД об изменении места жительства, о выезде по личным делам в другую местность на срок более 1 месяца, являться в указанный орган по его вызову и давать пояснения относительно своего поведения и образа жизни.

В случае, если лицо было осуждено к лишению свободы, то дополнительно разъясняются основания установления превентивного надзора в соответствии с пунктом 2 части 4 статьи 80 УК.

Если лицо имеет непогашенную (неснятую) судимость только за преступления, не представляющие большой общественной опасности или менее тяжкие, то постановка на учет осуществляется на основании абзаца 6 части 2 статьи 28 Закона.  При этом, если лицо было осуждено 2 и более раза к лишению свободы за умышленные преступления, не представляющие большой общественной опасности или менее тяжкие, то дополнительно разъясняются основания установления превентивного надзора в соответствии с пунктом 2 части 4 статьи 80 УК.

 

Начальник ОНИД УВД

Гродненского облисполкома

полковник милиции                                                        А.М.Мотыль

Об авторе: Пресс-служба УВД Гродненского облисполкома


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *