Подписка на обновления  RSS  Письмо редактору
Суд да дело: Не заметил…
16:00, 25 октября 2018

Суд да дело: Не заметил…


В двадцать третий день декабря минувшего года Киселёв проснулся за пару минут до звонка будильника. Полежал немного. Жуть как не хотелось вставать. Пять дней провел он за рулем самосвала, а тут еще и субботняя смена. «Ну, зато потом два дня отдыха, – успокоил себя Леонид. – Пора уже и “под ёлочку” родне что-то покупать: неделя до Нового года!» Лёня еще не знал, что пойти за подарками в этом году у него возможности не будет.

Быстро собравшись, мужчина вышел из общежития.

В одном из бобруйских строительных ОАО Лёня Киселёв работал водителем «МАЗа» на реконструируемой полосе дороги М-6 “Минск – Гродно – граница Республики Польша”. Стаж у него был приличный, а участок дороги хорошо знаком. Свои обязанности мужчина выполнял добросовестно, ездил аккуратно, не лихачил. На реконструкции трассы ему работалось легко: загрузился в карьере “Вильчаши” песком, привез его на 136-й километр М-6 в Ивьевском районе, выгрузил. И по новой.

…В кабине звучала музыка, поднимала настроение. Грузовик Киселёва двигался привычным маршрутом. Сначала, понятное дело, в карьер. Леонид перекинулся парой слов с экскаваторщиком, подождал, пока кузов наполнится песком – и вперёд. Вскоре Киселёв оказался у обочины дороги, где предстояло выгрузить песок. Водитель развернул самосвал и стал медленно давать задний ход…

Ну что ж, пора познакомиться со вторым участником этой трагической истории. Виталий Цвикевич тоже не стал залёживаться в постели утром 23 декабря. Правда, не заливистая трель будильника заставила его подняться. Мужчина пробудился оттого, что почувствовал, насколько пересохло в горле, а голову будто кто в обруч заковал. Заболел, что ли? Да нет, после вчерашнего. Встал, похмелился. Немного полегчало. Хотел снова прилечь. Суббота ж ведь! Куда торопиться? И тут Цвикевич вспомнил, что у него по графику рабочая смена. Неужто пойдет в таком состоянии? Пойдет…

Виталий даже не опоздал в тот день. Решил трудиться по мере сил и от начальства держаться подальше. А трудился он разнорабочим. Подойдя с шуфлевой лопатой к тому месту, где должна была проходить его вахта, Цвикевич принялся усердно ровнять песок. Но мужчину в скором времени настолько разморило, что захотелось прикорнуть на минут пять хотя бы. Вышло на дольше…

Водитель «МАЗа» завершал очередной рейс. Глянул на часы – 9:13. До места выгрузки, которое еще час назад указал Леониду один из дорожных рабочих, оставались считанные метры. Киселёв ориентировался по зеркалам заднего вида.

Разгрузил самосвал, едет себе, музыку слушает и тут видит: Тихончук его догоняет и машет рукой, давая понять, что надо остановиться. “Ну, надо так надо. Наверно, у Мишки срочное что-то”, – подумал Леонид. Забеспокоился, лишь когда увидел, что Михаил уже не машет, а схватился за голову и изменился в лице. У Тихончука и вправду было для Лёни известие.

Остановился, вышел из кабины… «Здорова! Ну, что хотел?» – «Ты…это… Переехал кого-то». – «Что?! Сплюнь! Я по зеркалам шёл… Не было никого. Да ну, быть не может! Кого переехал?» – «Виталика вроде…»

Пошли вместе. Не доходя пару метров до места выгрузки, увидели вмятое в песок тело. Цвикевич был уже без признаков жизни. Прикорнул на свою голову. Нетрезвую. По всей видимости, лёжа на правом боку (большинство травм – левосторонние), задремал и урчания мотора не услышал. Лучше б ему в тот день прогул поставили, чем… Эх, Виталик, Виталик…

Вызвали скорую, сообщили о случившемся в милицию. Лёне задавали различные вопросы, он отвечал, то и дело повторяя, что не понимает, как такое могло произойти: «В поле зрения никого не было. Я бы увидел. Ехал медленно, 5 км/ч. Как он мог самосвал не заметить? Самоубийство, что ли?» Нет.

Впоследствии выяснились все “как” и “почему”. Вопрос в другом. Мог ли Киселёв предотвратить наезд? Мог, а потому виновен: он нарушил правила дорожного движения. Это факт. Безусловно, в случившемся была вина и потерпевшего. Смерть Цвикевича в результате полученных в ДТП травм (закрытого перелома черепа, повреждений органов брюшной полости, переломов рёбер с отрывом левого лёгкого, разрывом сердца; переломов костей предплечья, бедра, голени – с левой стороны; ушиблено-рваных ран головы, туловища и конечностей) во многом была вызвана его же беспечностью. В подтверждение тому – заключение экспертов: в связи с сильной степенью алкогольного опьянения у погибшего была снижена скорость реакции на внешние раздражители, в том числе на звук работавшего двигателя подъезжавшего автомобиля (массой 18 тонн и грузоподъёмностью 10000 кг). Принимая во внимание виктимное поведение Виталия, находившегося в нетрезвом состоянии на рабочем месте, признать Леонида невиновным не представилось возможным. Чтобы быть уверенным в безопасности движения, глядеть в зеркала заднего вида в вышеуказанной ситуации было недостаточно. Киселёв не мог этого не знать. В 73-м пункте Правил дорожного движения чётко сформулированы требования: «Движение транспортного средства задним ходом разрешается при условии, если действия не создадут препятствия для других участников дорожного движения и будет обеспечена его безопасность. При необходимости водитель должен прибегнуть к помощи других лиц, которые сигнализировали бы о складывающейся ситуации позади транспортного средства». В содеянном водитель раскаялся…

19 апреля сего года суд Ивьевского района признал 55-летнего Л.Киселёва виновным в нарушении правил дорожного движения при управлении транспортным средством, повлекшем по неосторожности смерть человека, и назначил наказание в виде ограничения свободы с направлением в исправительное учреждение открытого типа сроком на 3 года, лишив права заниматься деятельностью, связанной с управлением всеми видами транспортных средств, на пять лет. Постановлено частично удовлетворить иск, заявленный родным братом погибшего, и взыскать с бобруйского ОАО – владельца не подлежавшего конфискации «МАЗа» – в пользу Александра Цвикевича 10000 рублей (изначально было заявлено 25 тысяч рублей) в счет компенсации причиненного преступлением морального вреда, а также госпошлину в доход государства в сумме 73,50 рубля. Апелляционным определением судебной коллегии по уголовным делам Гродненского областного суда от 14 июня 2018 года апелляционные жалобы гражданского ответчика бобруйского ОАО и родного брата погибшего были оставлены без удовлетворения, а апрельский приговор суда – без изменения.

Светлана Мамедова

Коллаж автора

* Анкетные данные фигурантов изменены, любые совпадения случайны

Ссылка на официальный сайт uvd.grodno.by обязательна

Об авторе: Пресс-служба УВД Гродненского облисполкома


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *